-850x200.jpg)
- Оплатить ЖКУ, не выходя из дома
- Особенности приема коммунальных платежей с помощью платежных терминалов
- Время поступления средств на счет
- Сканирование штрих-кода
- Проблема выдачи сдачи
- Установка собственных терминалов приема платежей
- Преимущества
- Недостатки:
- Цель применения онлайн-касс
- Прием денежных средств через платежного агента
- Ответственность за нарушение Закона № 54
- Как рассчитать количество онлайн-касс для ЖКХ
Представители платежных сервисов рассказали, как управляющей компании автоматизировать прием коммунальных и прочих сложных платежей с помощью терминалов самообслуживания.
Оплатить ЖКУ, не выходя из дома
Управляющие компании начали устанавливать в новых жилых комплексах терминалы оплаты ЖКХ. С их помощью жильцы могут, не выходя из дома, расплатиться за коммунальные услуги в любое удобное время и без очереди. Особенно популярна такая система расчетов в столице и городах-миллионниках, где строится много элитного жилья. Любовь горожан и управляющих компаний к системам быстрой оплаты не случайна. Жильцам платежные терминалы позволяют экономить время при оплате повседневных услуг, а управляющие компании экономят на содержании кассиров, ведении бухгалтерии. И собираемость коммунальных платежей при таком способе расчетов повышается. Все платежи проходят в режиме онлайн, это удобно и жителям и коммунальщикам.
Самое дорогостоящее звено в этой цепочке расчетов — установка терминалов и подключение к банку / платежной системе. Обслуживание аппаратов обходится во вполне разумную сумму. Финансируют установку терминалов в жилых домах, как правило, сами управляющие компании за счет собственных и привлеченных средств. Городские власти содействуют им в подключении автоматов к сетям электроснабжения. Проблемы могут возникнуть с охраной терминалов. Обычно их устанавливают там, где можно обеспечить хотя бы минимальный контроль. Хотя в подъездах жилых домов сейчас почти повсеместно есть домофоны или консьержи, от краж никто не застрахован.
Установка платежных терминалов позволяет управляющей компании не только автоматизировать прием оплаты за собственные коммунальные услуги, но и заработать на платежах в пользу других провайдеров, предложив населению целый ряд востребованных услуг: оплату стационарной телефонии, прием различных платежей в бюджет (штрафов ГИБДД, пошлин). Как свидетельствует опыт платежных операторов, удается не только разгрузить операционные кассы и избавиться от очередей, но и заметно потеснить многочисленных агентов федеральных платежных систем в сегменте обслуживания коммунальных и иных сложных платежей (например, за обучение, детские сады).
Особенности приема коммунальных платежей с помощью платежных терминалов
Рассмотрим особенности организации приема сложных платежей на примере перспективного направления оплаты коммунальных услуг. Чем отличается оплата ЖКУ от приема платежей за мобильную связь, и почему коммунальные платежи относятся к категории «сложных»?
Для того, чтобы оплатить услуги сотовой связи, пользователю достаточно ввести номер телефона и внести деньги в терминал. При этом, как правило, терминал выполняет запрос на сервер оператора мобильной связи на предмет наличия набранного номера в его базе. Если результат положительный, то пользователь вносит денежные средства, после чего пополнение его счета у оператора происходит практически в режиме реального времени. Если терминал исправен и установлена связь с оператором, то между завершением платежной операции и зачислением средств на счет проходит максимум несколько минут. Если деньги на счет все же не поступили, плательщик звонит в тех. поддержку и выясняет судьбу платежа.
Автоматизация сбора коммунальных платежей связана с решением более сложных задач. Рассмотрим основные проблемы, возникающие при реализации таких проектов, и пути их решения на практике.
Время поступления средств на счет
В отличие от платежей за услуги связи, которые поступают на счет абонента почти мгновенно, коммунальные платежи обычно зачисляются в течение нескольких дней. Узнать о том, что платеж не дошел, плательщик может только при получении следующего счета от коммунальной службы (через несколько месяцев). Самые беспокойные граждане сразу после оплаты звонят в службу технической поддержки, чтобы убедиться, что платеж дошел. Это создает избыточную нагрузку на колл-центр, а иногда может просто сделать его недоступным из-за обилия звонков.
Чтобы исключить такие ситуации, нужно ввести на терминале функцию проверки состояния коммунального платежа. Плательщик выбирает опцию «Проверка статуса платежа», подносит чек со штрих-кодом к сканеру или набирает уникальный номер платежа, если терминал не оборудован сканером штрих-кода. После исполнения запроса сервер платежной системы возвращает статус платежа: например, «Завершен» или «Отвергнут по такой-то причине. Свяжитесь со службой поддержки». Специалисты колл-центра единожды разъясняют плательщику порядок действий для проверки статуса платежа. В дальнейшем пользователь выполняет ее самостоятельно.
Сканирование штрих-кода
Большинство коммунальных платежей можно провести, только отсканировав штрих-код с квитанции об оплате. При этом коды поставщиков коммунальных услуг весьма разнообразны по виду и содержанию. Некоторые квитанции содержат сразу несколько штрих-кодов. Для оператора приема платежей оптимальным решением в такой ситуации самому строить сценарий и разбирать штрих-коды каждого конкретного поставщика или выбрать платежный процессинг, где для операторов реализована возможность самостоятельной настройки / подключения разных коммунальных ресурсосбытовых компаний независимо от типа квитанций, которые они используют.
Проблема выдачи сдачи
В отличие от оплаты мобильной связи платежи за коммунальные услуги требуют внесения точной суммы, вплоть до копеек. Часто биллинг-провайдер не поддерживает округление суммы платежа и не позволяет зачислять средства в счет будущих платежей. Аналогичная ситуация с оплатой штрафов, госпошлин, обучения и других услуг, где переплата исключается сценарием. Решением этой проблемы могла бы стать выдача сдача, но, как показывает практика, внедрение этой функции на терминалах самообслуживания часто экономически не выгодно. Большинство платежных сервисов предлагают выдавать плательщику сдачу на чеке или переводить остаток средств на мобильный телефон (или в счет какой-то другой услуги.
Первый, более универсальный вариант, реализуется по следующему сценарию. На платежном сервере остаток суммы, выведенный на чеке, привязывается к идентификатору конкретного платежа. Использовать чек плательщик может в любом терминале этого оператора для перевода сдачу в счет оплаты другой услуги. Для этого достаточно выбирать услугу в меню терминала, нажать кнопку «Оплата с чека» и отсканировать штрих-код с чека (или просто набрать идентификатор платежа). Сумма будет зачислена в счет оплаты выбранной услуги.
Второй, более простой вариант, предполагает сразу зачислять остаток средств в счет оплаты какой-либо услуги, минуя этап печати суммы сдачи на чеке. Как правило, плательщику предлагается перевести сдачу на счет мобильного телефона. Оба варианта одинаково успешно используются на практике.
Установка собственных терминалов приема платежей
Стоимость терминалов приема платежей не малая - несколько сотен тысяч рублей. Собственные терминалы можно расположить наиболее удобным способом для жильцов, к примеру в подъездах домов или во дворах, так чтобы жильцам было недалеко и очень удобно до них дойти. Установка на собственной территории соответственно не подразумевает арендной платы за место.
Преимущества
- Возможность расположить максимально близко к потребителю коммунальных услуг.
- Отсутствие посредников.
- Самостоятельная настройка и интеграция терминалов "так как себе нужно".
- Отсутствие арендной платы.
- Возможен доп заработок за счет приема других платежей.
Недостатки:
- Высокая цена терминалов.
- Затраты на обслуживание терминалов.
- Самостоятельная интеграция терминалов с собственными билинговыми системами.
Цель применения онлайн-касс
Частью 6 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ в качестве цели использования онлайн-касс и выдачи онлайн-чеков установлена передача информации о расчетах в налоговые органы:
Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)
Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.
При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.
Таким образом, УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязаны применять ККТ и выдавать кассовый чек, даже если не участвуют в непосредственном приеме платежей (оплата через терминал, через банк, Интернет-ресурсы, мобильные приложения и т.п.).
Прием денежных средств через платежного агента
Единственным случаем, когда УО/ТСЖ/ЖСК не обязаны применять ККТ и выдавать чек, является заключение агентского договора с расчетным центром по приему денежных средств с населения (расчетно-кассовые центры, ЕРЦ, РКЦ). В этой ситуации ККТ обязан применять такой расчетно-кассовый центр, он же выдает покупателю/потребителю чек. Однако, если РКЦ принимает платежи от населения с помощью банковских карт при их предъявлении покупателем/потребителем, то применение ККТ и выдача чеков именно в этом случае обязательна для УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах»).
Часть 9 ст. 2 Закона № 54 устанавливает:
Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Ответственность за нарушение Закона № 54
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях — влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Как рассчитать количество онлайн-касс для ЖКХ
Число кассовых аппаратов, необходимых для стабильной работы, можно рассчитать исходя из объема платежей, производительности кассы и объема памяти фискального накопителя. На печать чека онлайн-касса Инитпро тратит примерно 2 секунды, получается в минуту можно выбить около 30 чеков, за час непрерывной работы 1800 чеков, за восьмичасовую смену получится около 14 тысяч чеков. Понятно, что, скорее всего, в таком режиме кассу никто использовать не будет. Кроме этого фискальные накопители с любым сроком действия (13, 15 или 36 месяцев) имеют одинаковый объем памяти, рассчитанный примерно на 250 тысяч чеков. Чтобы ФН на 13 месяцев работал полный срок на кассе нужно выбивать около 19 тысяч чеков в месяц. Даже если у вас в месяц меньшее количество платежей, мы рекомендуем приобрести или арендовать две кассы. Если из строя выйдет арендованная у нас ККТ, мы восстановим ее работоспособность в течение дня, физическую кассу также починить достаточно быстро. А вот если сломается ФН, то ситуация становится сложнее: фискальный накопитель придется заменить и приобрести новый, кассу нужно будет перерегистрировать в налоговой службе. Неисправный ФН направляется на экспертизу производителю, который определяет, является ли причиной неисправности производственный брак. Если это подтвердится, то ФН заменят. Время на экспертизу - 30 дней с момента получения, с учетом времени пересылки фискального накопителя на его замену уйдет до двух месяцев. Если есть резервная ККМ, вы просто ее включаете и продолжаете работать, параллельно решая проблемы с ремонтом другой кассы или заменой ФН.
- https://kiosks.ru/index.php/terminaly-dlya-oplaty-zhkh/
- https://vgkh.ru/jsk/priem-platezhej-zhkkh/platezhi-cherez-terminal/
- https://www.klerk.ru/buh/articles/475870/
- http://initpro.ru/kassa/spravochnyij-czentr/kkt-article/zachem-zhkh-oblachnaya-kassa-ili-kak-oblegchit-zhizn-buhgalteru-upravlyayuschey-kompanii