
В соответствии с 54‑ФЗ с 1 июля 2019 года при оплате пассажирских перевозок в такси необходимо использовать онлайн‑кассы. Отсрочка до 1 июля 2021 года есть только для индивидуальных предпринимателей без наемных работников. Если вы владелец службы такси, купить кассу придется.
Зачем нужны онлайн-кассы для такси
Основная причина – дополнительный контроль над доходами предпринимателей со стороны государства. Онлайн‑касса должна иметь подключение к сети интернет и сразу после распечатки чека передавать информацию о покупке в ФНС.
Вариант использования ККМ в каждой машине такси
Этот вариант можно условно назвать «классическим»: он предполагает, что в каждом автомобиле будет размещаться отдельный кассовый аппарат и таксист будет «выбивать» на нем чеки для всех клиентов после приема оплаты за услуги.
Свойства этого варианта:
- минимальная вероятность технических сбоев, препятствующих выдаче чека (он печатается в самой машине даже в отсутствие соединения с интернетом);
- основные расходы — в виде единовременного платежа на покупку онлайн-кассы (ориентировочно от 15 000 рублей на ККМ автономного типа вместе с фискальным накопителем, с функцией эквайринга — дороже).
Есть, конечно, и сопутствующие расходы — в виде:
- оплаты услуг ОФД (около 3000 рублей в год);
- расходов на замену фискального накопителя (при специальном режиме налогообложения используется устройство типа ФН 36, работающее 3 года — оно стоит примерно 10 000 рублей).
Главным недостатком, в свою очередь, будет необходимость несения соответствующих единовременных расходов (при этом, услуги ОФД, как правило, надо оплачивать сразу). Также, возможно, предстоит обратиться за помощью к специалистам по настройке онлайн-кассы (это может обойтись в несколько тысяч рублей), как и периодически нести расходы на ее техническое обслуживание.
Вариант использования одной общей онлайн-кассы для всех машин такси, принадлежащих одному таксопарку (организации или ИП)
Здесь возможны следующие сценарии внедрения инфраструктуры контрольно-кассовой техники:
1. Сценарий, при котором онлайн-касса размещается в офисе таксомоторной службы — и к ней подключаются все машины..
ККМ, размещенная на стороне бэк-офиса службы такси, интегрируется с мобильными приложениями — установленными на гаджетах, которые таксисты возят с собой. Водитель, получив оплату от пассажира, с помощью соответствующего приложения направляет на ККМ, что находится в бэк-офисе, «сигнал» о необходимости формирования кассового чека. Онлайн-касса формирует чек, а приложение потом отображает его на экране гаджета таксиста в виде QR-кода, который пассажир может считать своим смартфоном.
Примеры сервисов, позволяющих производить фискализацию по рассматриваемой схеме — КОМТЕТ , ЕКАМ.Такси . Важно, чтобы конкретный сервис поддерживал ту модель ККМ, которую выбрала таксомоторная служба для размещения в офисе.
Как правило, современными поставщиками поддерживается довольно широкий спектр распространенных решений — линейки АТОЛ, Штрих-М, Эвотор и других ведущих брендов. Но лучше выяснить заранее о совместимости предпочтительных для службы такси ККМ и инфраструктуры для их интеграции с мобильным приложением для отображения QR-кода чека для пассажира.
Играет роль и то, насколько интегратор эффективен во взаимодействии с программным обеспечением, которое применяет служба такси для управления машинами и заказами (с учетом вероятного подключения и к агрегатору тоже). Но, опять же, современные поставщики, как правило, не усложняют бизнес клиентам и стараются предлагать универсальные, совместимые с большинством типов распространенных CRM-платформ, программы.
Отметим, что механизм применения онлайн-кассы по принципу «одна касса — много машин» — довольно новый, и был разрешен только в июле 2019 года (в ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ появились новые пункты п. 5.6 и 5.7 — ССЫЛКА ). Он оптимален не только для служб такси, но и других, при которых хозяйствующий субъект — поставщик товаров или услуг, взаимодействует с потребителями вне постоянного места своего расположения. Например, это может быть также служба доставки пиццы или товаров из интернет-магазина.
Главное преимущество сценария — низкие текущие расходы на инфраструктуру: подключение приложений водителей к 1 кассе обойдется примерно в 400-500 рублей в месяц. При этом, для небольших и средних служб такси, как правило, одной кассы бывает достаточно. Двух — почти всегда достаточно.
Главный недостаток схемы — в необходимости совершения единовременных расходов на покупку самой онлайн-кассы и фискального накопителя (как в сценарии «одна ККМ — одна машина»), а также в необходимости хозяйствующего субъекта самостоятельно поддерживать функционирование онлайн-касс.
2. Сценарий, при котором онлайн-касса размещается в специальном дата-центре — у поставщика сервиса по аренде ККТ, и к ней также подключаются все машины.
По существу, этот сценарий отличается от первого только одним: контрольно-кассовая техника размещается не на стороне хозяйствующего субъекта, а в специализированной организации. ККМ будет находиться в собственности дата-центра и браться службой такси в аренду (отметим, что фискальный накопитель покупается и оформляется в любом случае на арендатора по обычным для таких аппаратов расценкам). Это обуславливает более высокие ежемесячные расходы на интеграцию кассы и приложений: за счет аренды они могут быть выше на 1500 — 2000 рублей.
Единовременные издержки будут ниже (надо оплачивать только фискальный накопитель). Расходов на поддержание касс в функциональном состоянии не будет: все на себя возьмет дата-центр.
Арендовать ККМ в рассматриваемых целях, как правило, позволяют те же поставщики интеграционных решений для первого сценария — например, тот же КОМТЕТ. Есть поставщики, специализирующиеся именно на аренде онлайн-касс для такси — например, сервис Paytaxi.
Схема работы одной онлайн-кассы для такси, которая находится в дата-центре (на примере сервиса paytaxi.ru)
Какой же вариант из перечисленных выше лучше? Все зависит от ряда обстоятельств:
- стоимости кассы, покупаемой для схемы «одна машина — одна касса» либо схемы «много машин — одна касса» с размещением ККТ в офисе;
- фактических расходов на обслуживание ККМ своими силами — если используется вариант с размещением кассы в офисе (в сопоставлении с расходами на аренду касс, расположенных в дата-центре);
- тарификации услуг по интеграции в рамках схем «много машин — одна касса», нагрузки на ККМ по количеству машин (не исключено, что придется арендовать более одной кассы, чтобы инфраструктура выдержала весь поток фискальных данных в часы максимальной интенсивности заказов).
В самом общем случае экономически правильно видится именно вариант с несколькими машинами на одну кассу, которая размещена в офисе. Собственно, с тем и придумывал его законодатель в 2019 году — чтобы дать возможность пользователям ККМ сэкономить. Как правило, для целей фискализации услуг такси можно купить очень дешевую онлайн-кассу с простейшим функционалом (цены на такие аппараты начинаются буквально с нескольких тысяч рублей) — и при небольшой нагрузке она будет вполне полноценно работать. Внешний вид устройства, скорость обработки чеков, скорее всего, будут второстепенны. Но, возможно, и нет — если, опять же, речь идет о высокой интенсивности потока запросов на фискализацию с разных гаджетов таксомоторной сети. Разумеется, нужно учитывать и совместимость ККМ с инфраструктурой интегратора — об этом мы сказали выше.
В любом случае, можно поэкспериментировать с вариантом по низкому прайсу (таким видится схема «одна касса — много машин» с размещением ККМ в бэк-офисе), а потом при необходимости (например, если возрастет парк машин и нагрузка увеличится) инвестировать в более технологичные схемы с арендой онлайн-кассы в дата-центре.
Какую мобильную онлайн-кассу для такси выбрать
В обновленном реестре контрольно-кассовых аппаратов содержится 78 моделей. И этот список постоянно пополняется. Онлайн-касса для такси должна отвечать нескольким требованиям:
- емкость аккумулятора (поскольку подключить ККМ к автомобильной электросети практически невозможно, мощности аккумулятора должно быть достаточно для непрерывной работы в течение многочасовой смены такси);
- размеры и вес (чем компактнее и легче модель, тем меньше места она будет занимать и тем комфортнее будет ею пользоваться);
- удобство применения (простой интерфейс, сенсорный экран и пр.);
- способ подключения к сети (поскольку в автомобиле невозможно организовать проводное подключение к интернету, ККМ должны быть оборудованы модулем для беспроводной связи).
Штрафы за работу без онлайн кассы в такси
Для ИП и организаций, занимающихся перевозкой пассажиров без онлайн-кассы в такси 2018, предусмотрено наказание в виде административного штрафа:
для должностных лиц: от четверти до половины размера суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
для юридических лиц и ИП: от трех четвертей до полной суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб.
При повторном нарушении (осуществление перевозок без онлайн-кассы) грозит дисквалификация на период 1-2 года (для должностных лиц) или остановка деятельности до 90 суток (для ИП и юрлиц).