
Законодательство требует, чтобы при приеме наличных применялись контрольно-кассовые машины. Это общее правило, но есть ряд исключений.
Кассовый аппарат для ООО
Основным нормативным актом, регламентирующим применение ККТ, является закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». С начала июля 2017 года он был полностью реформирован. Для обязательного применения введена техника нового образца. Также разрешено использовать и старые аппараты, которые могут быть модернизированы.
Новые аппараты (онлайн-кассы) оснащены вместо ЭКЛЗ фискальными накопителями (ФН). А «онлайн» их называют потому, что они не только записывают данные обо всех пробитых чеках, но и пересылают их через интернет в налоговую службу. ФНС оперативно получает информацию о работе компании с кассой, что должно упростить процесс проверки. Именно для этого государственными органами и затевалась кассовая реформа.
Есть плюс — это снижение отчетной нагрузки и количества визитов инспекторов. Точнее, их и вовсе можно избежать, если все делать по правилам. А проверять специалисты ФНС обещают лишь те компании, которые допускают нарушения в работе с кассой.
Применение ККМ нового образца дает преимущество и для покупателя. По новым правилам он может попросить продавца направить электронный чек ему на e-mail. Такой фискальный документ вряд ли потеряется или придет в негодность. Кроме того, можно прямо в магазине отсканировать бумажный чек мобильным устройством при помощи приложения и проверить его подлинность. Если же в чеке будут найдены нарушения, покупатель сможет сообщить об этом в ФНС.
Кому нужна онлайн-касса в 2021 году
Онлайн-кассу по другому называют ККТ — контрольно-кассовая техника. Ее обязаны установить компании и ИП, которые продают товары, работы и услуги:
в ст. 2 54-ФЗ Когда можно работать без онлайн-кассы —
- физлицам без статуса ИП — независимо от формы расчетов;
- фирмам и ИП с оплатой наличными, смартфоном или очно картой.
Есть исключения: например, если занимаетесь ремонтом обуви или продаете питьевую воду в розлив, онлайн-кассу можно не использовать.
Общие положения по онлайн-кассам регламентирует закон 54-ФЗ. В нем описаны требования к контрольно-кассовой технике и к кассовому чеку.
О применении контрольно-кассовой техники — в 54-ФЗ
Онлайн-касса должна отвечать нормам 54-ФЗ, а модель кассы должна быть в реестре на сайте налоговой. Если купить кассу не из реестра, налоговая ее не зарегистрирует, и тогда предприниматель не сможет на ней работать. За работу без кассы на ИП или компанию могут наложить штраф.
Реестр контрольно-кассовой техники на сайте налоговой
Всю информацию по онлайн-кассам собрали в отдельные статьи-инструкции:
- «Онлайн-кассы в 2021 году: как установить, настроить и зарегистрировать»;
- «Кому нужна онлайн-касса с 1 июля 2021 года»;
- «Что такое ОФД и как оператор фискальных данных связан с онлайн-кассами».
В этой статье остановимся только на том, какова ответственность за неприменение ККТ или использование кассы с нарушениями.
Штрафы за нарушение закона об онлайн-кассах
Тем, кто работает без онлайн-кассы или с нарушениями, могут выписать штраф. Собрали в таблице подробную информацию по всем видам нарушений.
cт. 14.5 КоАП РФ
Вид нарушения | Ответственность для компаний | Ответственность для ИП и директоров |
Неприменение ККТ продавцом, для которого она обязательна: продажа без онлайн-кассы, отсутствие кассы, использование кассы, не зарегистрированной в налоговой |
От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ |
От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽ |
Невыдача документа об оплате вместо чека продавцом в труднодоступной местности или ИП на патенте |
От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ |
От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽ |
Повторная торговля без онлайн-кассы, если сумма всех покупок мимо кассы, в том числе по совокупности сделок, составила от 1 000 000 ₽ |
Приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для директора — дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Для ИП — приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Работа с онлайн-кассой, которая не отвечает нормам закона 54-ФЗ, нарушение правил регистрации кассы, сроков и условий перерегистрации, нарушение состава реквизитов кассового чека |
Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 ₽ |
Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 ₽ |
Продавец в течение трех рабочих дней не представил по запросу налоговой документы либо сведения, связанные с ККТ |
Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 ₽ |
Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 ₽ |
Продавец применил ККТ, но не выдал покупателю кассовый чек |
Предупреждение или штраф 10 000 ₽ |
Предупреждение или штраф 2000 ₽ |
Компании и ИП, которые продают товары с обязательной маркировкой, должны до 6 августа 2021 года перейти на кассы с форматом фискальных документов (ФФД) 1.2. Но этих касс еще нет в реестре, поэтому налоговая пообещала, что не будет штрафовать за работу на старой ККТ при условии, что модель есть в специальном списке налоговой.
Освобождение от административной ответственности
Кроме сумм штрафов ст. 14.5 КоАП содержит и примечание, позволяющее продавцам избежать штрафных санкций. Если предприятие заявит ФНС о выявленном нарушении кассовой дисциплины в письменном виде, оно может быть освобождено от ответственности при совпадении следующих обстоятельств:
- если обязанности, предусмотренные законом 54-ФЗ, добровольно исполнены до вынесения постановления по делу о правонарушении;
- если на момент поступления письменного заявления налоговая инспекция не располагала данными о нарушении;
- если сведения в заявлении продавца и приложенные им документы являются достаточными для определения факта правонарушения.
Также поводом для неприменения штрафа могут быть технические сбои в работе ККТ.
Проекты изменений, запланированных на 2021 год
Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:
- Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
- Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.
В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций.