
Маркировка товаров – обязательный атрибут товарооборота. И с недавних пор установленные законодательством РФ группы продуктов подвергаются обязательному маркированию. В сегодняшней статье разбираемся, зачем нужно маркирование и какие группы изделий маркируются по закону.
Перечень товаров для обязательной маркировки с 2020-го года
До 2019-го года обязательной маркировке товаров подвергались только две группы: меховые изделия и алкогольная продукция. Позже этот список пополнился новыми категориями:
- фотооборудование (вспышки и камеры);
- верхняя одежда;
- постельное белье, а также кухонное, столовое и туалетное;
- пневматические резиновые покрышки и шины;
- туалетная вода и духи;
- вязаные женские блузки и аналогичные модели.
В марте 2020-го года к списку присоединяется обувь, за исключением той, которая находится на хранении у производителя, продается в дьюти-фри, производится для экспорта в ЕАЭС и возвращена продавцу от покупателей.
К 2024-ому году перечень товаров, подлежащих маркировке, должен охватить всю продукцию, которая продается в нашей стране. Также маркировка товаров с 2020-го года обязательна и для лекарств, табачной продукции и изделий легкой промышленности. В ближайших планах – маркеры для молочных продуктов, велосипедов и кресел-колясок.
Зачем нужна маркировка товаров в 2020-ом году
Главный вопрос, который задают производители продукции к законодательству – а зачем нужна эта процедура? По сути, обязательная маркировка с 2020-го года позволяет проследить весь путь изделия от производителя до покупателя. Закон о маркировке товаров, предположительно, решит основные проблемы:
- наличие контрафакта на рынках;
- присутствие производителей, скрывающих полученные доходы;
- недостоверная и откровенно ложная информация об изделиях.
Это позволит покупателям быть уверенным в продукте, за который они платят. Поэтому список товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет расти. Цель этого мероприятия – сделать реализацию продукции максимально прозрачной для всех участников оборота.
Также закон о маркировке товаров облегчит жизнь и самим поставщикам. Они всегда будут знать, на каком этапе продажи находятся изделия, большая часть бумажной работы переходит в более удобную электронную версию. Не придется десять раз сверять и проверять, эту работу выполняет сканер маркеров и мониторинговые центры. И отвечаем сразу: обойти структуру маркировки товаров невозможно.
Процедура маркировки товаров с 2020-го года
Маркировка товара – это нанесение на продукцию наклейки с уникальным кодом. К примеру, если у продавца 5 тысяч штук продукции, то и наклеек требуется ровно 5 тысяч. Как маркировать товары, подлежащие обязательной маркировке в 2020-ом году:
- приобрести усиленную ЭЦП — электронную цифровая подпись;
- заключить договор на ЭДО — электронный документооборот;
- пройти регистрацию в мониторинговом центре «Честный знак»;
- заполнить информацию о компании;
- добавить профили пользователей на каждого человека, который работает с продукцией;
- провести опись остатков на складе;
- в разделе «Управление заказами» загрузить заполненный шаблон на заказ кодов;
- распечатать наклейки с кодами;
- нанести наклейки на само изделие или упаковочные коробки;
- ввести продукцию с кодами в оборот через раздел «Документы» в личном кабинете пользователя.
Описание товаров, подлежащих маркировке, проводится по полной либо упрощенной схеме. В первом случае требуется заполнение 12 параметров по форме структуры ГС1 РУС. Во втором – 4 параметра по форме мониторингового органа «Честный знак».
По правилам маркировки товаров при заказе кодов для маркирования остатков в поле «Способ выпуска товара в оборот» требуется сделать отметку о маркировании остатков.
Как выглядит маркировка товаров
Участник оборота получает список кодов, распечатывает их и наклеивает на продукцию. Если продавец получает уже маркированную продукцию, то вместе с электронным УПД — универсальным передаточным документом — приходит и список кодов. Чтобы убедиться в правильности полученного изделия, достаточно просто сверить коды. Обычно они располагаются на наклейке размером не более, чем 2,5 см на 2,5 см.
Для соблюдения закона о маркировке товаров, участникам оборота придется приобрести и дополнительное оборудование:
- принтер для печати наклеек с кодами;
- сканер кодов;
- компьютер для установки ЭЦП, программ для работы с кодовыми наклейками и доступами в личный кабинет «Честного знака».
Товары, подлежащие маркировке, проще всего продавать с помощью онлайн-кассы. Особенно это важно для предпринимателей, которые в розницу реализуют маркированную продукцию. На установке этого оборудования возможно сэкономить, если взять в аренду онлайн-кассу от генерального партнера Лайтбокс — ВсемКасса.
За 2300 рублей в месяц предприниматели получают:
- кассу, которая поддерживает все виды маркировки товаров;
- готовое к работе оборудование;
- настройку обмена информацией с 1С, Контур Эльба, ЕГАИС и Меркурий ГИС;
- регистрацию и перерегистрацию устройства в ФНС;
- обучение персонала;
- бесплатную ЭЦП на год;
- полгода дополнительной гарантии;
- избавление от бюрократии – заключение договоров ВсемКасса берет на себя;
- замену и поверку фискального накопителя;
- поставку новой кассы в случае поломки.
После 36 месяцев аренды касса переходит в собственность предпринимателя. Устройство возможно выкупить в любой момент. Техническая поддержка работает круглосуточно. Оборудование умеет считывать коды маркировки товаров, сокращая время на продажу. Сведения о маркерах принимает ОФД, а после обработки передает в центр мониторинга. Так покупатели в любой момент могут проверить историю изделия и убедиться в его подлинности и качестве.
Полезная информация
За неисполнение закона о маркировке товаров нарушителей штрафуют:
- до 4000 рублей – физическим лицам;
- до 300 000 рублей – юридическим лицам;
- до 10 000 – должностному лицу.
Продукция без маркера конфискуется.
Важно: продавцы, которые реализуют товары, подлежащие маркировке в 2020-ом году, не вправе использовать особые системы налогообложения, такие как патент и ЕНВД. Но допускается использование упрощенной системы налогообложения – УСН.
Товар, подлежащий обязательной маркировке, но не имеющий ее, успешно идентифицируется мониторинговыми механизмами, поэтому при продаже подобная сделка будет отмечена как «реализация контрафакта». К сожалению, электронные структуры пока не умеют блокировать и прерывать подобные операции.
Маркировка товаров – это необходимая и очень грамотная инициатива. Для честных предпринимателей она не создаст серьезных препятствий. И онлайн-кассы от ВсемКасса помогут справиться с нововведениями – оборудование поддерживает эквайринг, умеет составлять отчеты и оснащено удобной товароучетной программой, которая отслеживает остатки продукции.