
- Закон о маркировке одежды и текстиля
- Какая одежда и текстиль подлежит маркировке с 2021 года
- Схема работы
- Кто не должен маркировать одежду
- Особенность маркировки комплектов и упаковок
- Как подключиться к системе маркировки одежды и текстиля
- Как продавать маркированную одежду и текстиль
- Что будет, если нарушить правила маркировки товаров легкой промышленности?
- Закон о маркировке одежды позволяет маркировать не весь товар, а, например, только тот, который есть в торговом зале?
Обязательная маркировка одежды и текстиля начнется с 1 января 2021 года. В системе маркировки товаров легкой промышленности должны работать производители, поставщики и импортеры одежды.
Закон о маркировке одежды и текстиля
Федеральный закон № 488 от 19 декабря 2018 года обязывает маркировать одежду и текстиль, а участников оборота – отчитываться в систему маркировки.
Распоряжение правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года определило правила маркировки и список текстильных товаров, подлежащих маркировке.
Какая одежда и текстиль подлежит маркировке с 2021 года
Средства идентификации следует наносить на изделия, которые относятся к товарным группам «предметы одежды» и «белье». Узнать такую продукцию можно по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД (см. табл. 1). Их значения указаны в декларациях и сертификатах соответствия.
Таблица 1
Коды товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке
Виды одежды и белья |
Коды по ОКПД 2 |
Коды по ТН ВЭД |
Предметы одежды (в т.ч. рабочей) из натуральной или композиционной кожи |
14.11.10 |
4203 10 000 |
Блузки, блузы и блузоны: трикотажные машинного или ручного вязания; женские или для девочек |
14.14.13 |
6106 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (в т. ч. лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия |
14.13.21 |
6201 |
14.13.31 |
6202 |
|
Белье: постельное, столовое, туалетное, кухонное |
13.92.12; 13.92.13; 13.92.14 |
6302 |
Указанные товары можно не маркировать, если они:
- возвращены покупателем в магазин при наличии документов на возврат. Такие изделия допустимо хранить и транспортировать без кодов Data Matrix (для вторичной продажи коды понадобятся);
- изготовлены или импортированы в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для продажи.
Схема работы
- Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык.
- При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с указанием всех кодов с коробок.
- Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе и на товаре, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
- Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
- При продаже кассир сканирует код маркировки с упаковки или ярлыка товара легкой промышленности, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Кто не должен маркировать одежду
Ателье и частные мастера-портные – не обязаны маркировать свои изделия. Сшитая по индивидуальному заказу одежда передаётся прямо заказчику и не нуждается в отслеживании.
Секонд-хенды* – не упоминаются ни в одном законодательном акте на тему маркировки.* На момент публикации материала.
Особенность маркировки комплектов и упаковок
Когда текстиль собирают в комплекты, например, постельное бельё, на комплект наносят один общий код.
Он же сканируется при продаже.
При объединении маркированных товаров в одну упаковку можно создать агрегированный код.
Он содержит сведения о коде каждой единицы товара внутри упаковки.
Как подключиться к системе маркировки одежды и текстиля
Нужно пройти шесть шагов.
Шаг 1. Приобрести сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи. Если у компании или предпринимателя уже есть УКЭП, полученная для сдачи отчетности или участия в госзакупках — допустимо использовать ее и для маркировки.
Получите электронную подпись для работы в системах обязательной маркировки Получить через час
Шаг 2. Зайти на официальный портал «Честного знака» и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Шаг 3. Выбрать товарную категорию «Товары легкой промышленности» и сертификат УКЭП.
Шаг 4. Указать нужные сведения.
Шаг 5. Нажать «Зарегистрироваться», а затем — «Подписать и отправить».
Шаг 6. Ждать ответа от системы (он придет на email).
Более подробно с планом действий можно ознакомиться в инструкции, которая размещена на сайте « Честного знака ».
Как продавать маркированную одежду и текстиль
При оптовой сделке продавец, комитент или принципал создает в электронном виде универсальный передаточный документ (УПД) и подписывает его своей УКЭП.
Затем, не позднее трех рабочих дней с даты отгрузки, и не позднее дня передачи товаров третьим лицам (например, транспортной компании) направляет документ в «Честный знак». Покупатель тоже ставит на УПД свою электронную подпись. Система мониторинга фиксирует переход права собственности.
Обмениваться с контрагентами УПД и счетами‑фактурами через оператора ЭДО Входящие бесплатно
При продаже в розницу кассир сканирует Data Matrix и через онлайн-кассу сообщает его оператору фискальных данных. Далее сведения поступают к налоговикам и одновременно в ГИС мониторинга. «Честный» знак отмечает, что товарная единица с указанным кодом вышла из оборота.
Что будет, если нарушить правила маркировки товаров легкой промышленности?
Вас оштрафуют на сумму до 300 тысяч рублей, а товар конфискуют без возврата. При этом, как показывает практика, штрафовать начинают сразу после наступления даты обязательной маркировки.
Так, с 1 июля в России запретили оборот немаркированной обуви. И уже в конце июля недалеко от российско-казахстанской границы поймали грузовик, в котором было 1,5 тонны непромарикрованной обуви (2226 пар). Всю партию конфисковали, а владельцу груза теперь грозит штраф до 300 тысяч рублей.
Закон о маркировке одежды позволяет маркировать не весь товар, а, например, только тот, который есть в торговом зале?
Нет. Маркировать надо весь товар: который в зале, на складе или в пути.
Правила маркировки касаются всех: и крупных продавцов, и мелкой розницы. По опыту проекта обуви можно говорить, что штрафовать будут за любые недочеты, даже если основная часть товара промаркирована правильно. Так, в Екатеринбурге оштрафовали дисконт-центр Adidas за то, что у них на девять пар обуви были нанесены коды с нарушениями. В итоге нелегальные изделия конфисковали, а юрлицо оштрафовали на 50 тысяч рублей.