Маркировка спецодежды
vsemkassa.ru

С 1 января 2021 года в России стала обязательной маркировка одежды и товаров легкой промышленности. Она коснулась всех: производителей, импортеров, розницы. Оборот немаркированных товаров запрещен, это значит, что нельзя продавать, перевозить и хранить одежду без кодов маркировки. Подробно разобрали, какие вещи и в какой срок надо промаркировать.

Какая одежда подлежит маркировке в 2021 году?

Маркировать нужно не всю подряд одежду. Полный список товаров есть в распоряжении правительства № 792-р от 28 апреля 2018. Так, под маркировку попала детская одежда, некоторые позиции мужской и женской, а также спецодежда.

Обязательная маркировка одежды — что конкретно надо промаркировать:


Какую рабочую одежду надо маркировать

Спецодежде нужна ли маркировка? Давайте разберемся. В апреле 2018 года было выпущено распоряжение правительства № 792-р, в нем указан список изделий, на которые наносятся специальные средства идентификации. Рабочую одежду документ упоминает только раз, под номенклатурным кодом ОКПД 14.11.10.

Но в этом же законодательном акте упоминается обувь. Под нововведение попадает вся обувная отрасль, в том числе и специальная обувь.

Товарная группа

Коды по ОКПД-2

Коды по ТН ВЭД ЕАЭС

Одежда

14.11.10

4203 10 000

Обувь

15.20.11, 15.20.12

15.20.13, 15.20.14

15.20.21, 15.20.29

15.20.31, 15.20.32

32.30.12

6401, 6402

6403, 6404

6405

Подлежит ли спецодежда обязательной маркировке? Рабочей одежде из ткани маркировка в 2021 году нужна не полностью. Если производите или продаете СИЗ или рабочую форму, обратите внимание на номенклатурные коды продукции. Если ОКПД совпадает, организуйте маркировку до срока запрета на оборот без Data Matrix.

Как начать маркировать спецодежду и спецобувь

Для начала определимся, кто наносит маркировку на СИЗ и рабочую форму. Если речь идет о товарных остатках — маркировать придется самим. Для остальной специальной одежды и обуви выпуск и нанесение средств идентификации — обязанность производителя и импортера. Маркировка спецодежды на предприятии, закупившем партию для собственных нужд, не потребуется.

Чтобы начать работать с маркировкой нужно:

Всем участникам оборота:

Получить криптоподпись (УКЭП для маркировки) и зарегистрируйтесь на сайте «Честный Знак».

Подключится к электронному документообороту или остаться на бесплатной ЭДО Лайт.

Приобретите сканер двумерных кодов или настройте его под новые требования.

Розничным магазинам:

Обновите онлайн-кассу или купите новую и поручите оператору фискальных данных отправлять информацию оператору маркировки.

Создание личного кабинета пошагово описано в отдельном обзоре "Регистрация в Честном ЗНАКе". Взаимодействие с «Честный Знак» понадобится всем участникам оборота, без этого невозможно работать с контрагентами.

Выпуск кодов маркировки для рабочей одежды оплачивается, так что не забывайте пополнять счета в системе «Честный Знак». Как только товары внесены и остатки промаркированы, начинайте работать.

Однострочный этикет-пистолет MX-5500 EOS Однострочный этикет-пистолет MX-5500 EOS
  • Бренд: Mertech
  • Вес: 320 гр
  • Габаритные размеры (ШхДхВ), мм: 233*131*48
  • Количество символов в строке: 8
1336 руб
Купить в 1 клик Подробнее
TOWA 65-30 TOWA 65-30
  • Бренд: Towa
  • Модель: TOWA 65-30
  • Назначение: для маркировки
  • Подходит для: ИП, ИП на ЕНВД, ИП на патенте, ИП на УСН, ООО, ООО на ЕНВД, ООО на УСН, ООО на ЕСХН, ООО на ОСН
5600 руб
Купить в 1 клик Подробнее
TOWA APN10-30 (APN-10) TOWA APN10-30 (APN-10)
  • Бренд: Towa
  • Модель: TOWA APN10-30 (APN-10)
  • Назначение: для маркировки
  • Подходит для: ИП, ИП на ЕНВД, ИП на патенте, ИП на УСН, ООО, ООО на ЕНВД, ООО на УСН, ООО на ЕСХН, ООО на ОСН
6700 руб
Купить в 1 клик Подробнее
Аппликатор этикеток TOWA AP65-60 Аппликатор этикеток TOWA AP65-60
  • Бренд: Towa
  • Максимальный диаметр рулона: 100 мм
  • Модель: Towa 65-60
  • Назначение: для маркировки
6200 руб
Купить в 1 клик Подробнее
Этикет-пистолет MOTX MX-5500E Этикет-пистолет MOTX MX-5500E
  • Бренд: MOTEX
  • Модель: MOTEX MX-5500
  • Назначение: для маркировки
  • Подходит для: ИП, ИП на ЕНВД, ИП на патенте, ИП на УСН, ООО, ООО на ЕНВД, ООО на УСН, ООО на ЕСХН, ООО на ОСН
1770 руб
Купить в 1 клик Подробнее

Кто проверяет маркировку одежды и текстиля

Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.

Любой гражданин страны может верифицировать подлинность одежды и товаров легкой промышленности. Для этого есть мобильное приложение «Честный ЗНАК». Оно использует камеру смартфона как считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство выявит и оштрафует нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Сроки и этапы введения маркировки одежды и текстиля

  • С 27 июня 2019 года – эксперимент.
  • С 1 января 2021 года – обязательная маркировка одежды и текстиля.
    Запрещается обращение немаркированных товаров.
    Вне закона станут продажа, перевозка и хранение одежды без Data Matrix кодов.
  • До 1 мая 2021 года – обязательна маркировка остатков товара, не распроданного до 1 января 2021 года.

Документы, регулирующие маркировку одежды и текстиля

  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2021 № 343.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956.
  • Федеральный закон № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
    и статьи 4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ».
  • Распоряжение Правительства от 28.04.2018 РФ № 792-р.
  • Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р.

Требования к чипированию одежды и текстиля

Чтобы получить и нанести коды Data Matrix, текстильную продукцию необходимо зарегистрировать в подсистеме национального каталога маркируемых товаров (КМТ). Для этого следует передать в каталог сведения о составе материала, цвете, размере и проч. В некоторых случаях нужна информация о стране производства.

Кто должен сообщать сведения о товаре в КМТ? Зависит от того, в какой момент происходит маркировка изделия (см. табл. 2).

Таблица 2

Кто регистрирует одежду и белье в каталоге КМТ

В какой момент происходит маркировка

Кто регистрирует изделие

При производстве на территории РФ

Изготовитель (в т.ч. при контрактном производстве)

При производстве за пределами РФ

Импортер — до того, как товар пересечет границу России

При получении товара на комиссию у физлиц без статуса ИП

Комиссионер

При возврате изделия потребителем

Организация розничной торговли

При возврате компанией или ИП продукции, приобретенной не для продажи

Участник рынка, который вводит возвращенные изделия в оборот

После регистрации товара участник текстильного рынка получает коды Data Matrix и наносит их на продукцию.

Как продавать маркированную одежду

Привила продажи маркированной продукции предполагают наличие онлайн-кассы и 2D сканера, что бы сканировать штрих-коды маркировки Data Matrix. Вместе с правилами продажи меняются и правила приёмки, торговая система уходит от бумажных накладных и полностью переходит в электронный формат. При приёмке товара теперь будет использоваться электронная накладная, или УПД (универсальный передаточный документ). Передавать и получать такой УПД можно в службе электронного документооборота (ЭДО), подписывать документы в ЭДО можно будет с помощью усиленной электронной подписи.

Суть системы в том, чтобы прослеживать весь путь изделия от завода до потребителя. Если каждый товар будет «на виду», то вбросить подделку будет практически не возможно.

Вот как строится цепочка продаж маркированной продукции:

  • Фабрика шьёт изделия и наносит коды на ярлыки («Честный ЗНАК» регистрирует новые товары);
  • И продаёт партию изделий оптовой торговой компании, сопровождая электронной накладной — УПД («Честный ЗНАК» видит продажу и доставку);
  • Оптовик привозит маркированные изделия в розничный магазин и продаёт тоже с УПД (система видит какие конкретно ветровки, когда и на чём приехали в магазин);
  • Розничный магазин принимает товар по УПД (система знает, что товар теперь в магазине);
  • При продаже кассир сканирует 2D сканером код через онлайн-кассу («Честный ЗНАК» видит, что товар № ХХХХХХХХ продан);
  • Покупатель может просканировать любой товар на полке через приложение «Честный ЗНАК». Если товар не легальный, то приложение это покажет. Покупателю за сообщение будет начислен бонус, а на торговую точку могут обратить внимание проверяющие органы. С инспекцией, штрафами и конфискацией. Так будет происходить народный контроль.

Оборудование для продаж маркированной одежды

Оборудование для маркировки одежды на производстве поставляет компания «ТрекМарк», дочернее предприятие ЦРПТ и Ростеха.

Розничным магазинам такое оборудование не нужно. Нужны пара платных сервисов и онлайн-касса со сканером.

Список необходимого:

  1. УКЭП — усиленная электронная подпись. Основа электронного документооборота и цифровизации торговли. Без неё ничего не получится, так что в первую очередь следует сделать её. Цена — от 1500р.
  2. Регистрация в системе «Честный ЗНАК» — производится только с помощью УКЭП. Бесплатно.
  3. ЭДО юридически значимая служба электронного документооборота. Позволяет принимать товар по УПД, отправлять счета-фактуры и акты. Стоимость от 3000р в год.
  4. Онлайн-касса с договором ОФД (оператор фискальных данных). Эти кассы, в соответствие с 54 ФЗ, уже есть у большинства торговых предприятий. Как правило, они продаются вместе с договором ОФД и стоят около 13000р.
  5. 2D-сканер (старый сканер штрих-кодов не читает Data Matrix коды). Цена сканера — 2500-3000 рублей.

Подходят не любые онлайн-кассы — после регистрации в «Честном ЗНАКе» проконсультируйтесь со специалистами бесплатной линии поддержки, они подскажут какая именно касса нужна.

Как оформлять возвраты одежды

Процесс такой же, как и при обычном возврате товара, дополнительно для возвращённой одежды необходимо получить новый код маркировки в «Честном ЗНАКе», нанести код на товар и снова выставить на продажу.

Штрафы за отсутствие маркировки

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность

  • Административная (ст. 15.12 КоАП):
    - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
    - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):
    - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.