Маркировка шин и автомобильных покрышек
vsemkassa.ru

С 1 ноября 2020 года началась обязательная маркировка колесных шин и автомобильных покрышек. Рассказываем, как работать дальше, какое оборудование нужно подготовить, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 , процессу маркировки подлежат следующие товары, значащиеся под кодами:

  ТН ВЭД      

 4011 10 000 3 

 4011 10 000 9 

 4011 20 100 0

 4011 20 900 0 

 4011 40 000 0 

 4011 70 000 0 

 4011 80 000 0 

 4011 90 000 0

  ОКПД 2      

 22.11.11 

 22.11.12.110 

 22.11.13.110

 22.11.14 

 22.11.15.120 

Из проекта маркировки исключены:

  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для использования на воздушных судах;
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для велосипедов;
  • шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные;
  • протекторы взаимозаменяемые;
  • ободные ленты;
  • камеры резиновые.

Что требуется

Для использования системы маркировки потребуется:

  • наличие ЭЦП, которую получают в удостоверяющем центре;
  • онлайн-касса для маркировки со специальным ПО, которое распознает код товара и передает их в ОФД. При наличии онлайн-кассы потребуется обновление прошивки и заключение дополнительного соглашения;
  • принтер для распечатки этикеток;
  • сканер штрих-кода DataMatrix;
  • программа электронного документооборота.

До начала регистрации важно убедиться в том, что технические возможности компьютера соответствуют требованиям.

Этапы маркировки шин

В  Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 обозначены три ключевые даты, на которые нужно обратить внимание:

  • С 1 ноября 2020 года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

То есть начиная с этой даты производители и импортеры должны производить и импортировать только маркированные шины. Требования распространяются и на участников оборота, которые напрямую работают с производителями и импортерами. Они обязаны приобретать только маркированные шины.

Кроме того, с 1 ноября 2020 года становится обязательной передача сведений в информационную систему «Честный знак» при розничной реализации маркированных шин. Следовательно, к этому времени кассовая техника должна уметь передавать сведения о выбытии маркированных шин через кассу при розничной продаже.

  • С 15 декабря 2020 года запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин.

То есть с этой даты бизнес уже не может реализовывать товар без маркировки как по B2B-цепочке, так и в розницу. Все шины должны маркироваться перед тем, как будут отданы другому юрлицу, другому собственнику.

При этом до 15 декабря можно довезти на территорию РФ импортный товар, который был заказан до 1 ноября, но не успел доехать. С учетом этих обстоятельств тем участникам оборота, которые заказали товар до 1 ноября, но не успели его ввезти, дается на маркировку шин полтора месяца — с 1 ноября до 15 декабря.

  • С 15 декабря2020 года действует полный запрет на импорт немаркированных шин.

Также до 1 ноября 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые не были реализованы до 15 декабря.

То есть Постановлением № 1958 установлен дополнительный срок, который позволяет хранить немаркированные шины на складе, но не позволяет реализовывать их другим участникам оборота или конечному потребителю.

  • C 1 марта 2021 года все участники обязаны передавать сведения о всех действиях по обороту шин в систему маркировки «Честный знак». Таким образом, с 1 марта 2021 года на рыке не должно остаться шин без маркировки.

Важные нюансы в маркировке шин и автопокрышек

Согласно закону об обязательной маркировке 487-ФЗ за продажу немаркированных шин и автопокрышек все участники рынка будут обязаны заплатить штраф. Также предусматривается уголовная ответственность в случае продажи немаркированных шин без чипирования в особо крупных размерах с конфискацией товара.

Алгоритм действий при введении обязательной маркировки товара для производителей/импортеров:

  1. Регистрация на сайте национальной системы маркировки товаров “Честный ЗНАК”.
  2. Получение усиленной электронной подписи (если нет).
  3. Заказ уникальных кодов в системе маркировки. До 01.12.2019 можно было получить Data Matrix для маркировки бесплатно, сейчас стоимость кода для маркировки будет 50 копеек за код.
  4. Получение кодов для маркировки товаров от системы Честный знак и нанесение их на каждую единицу товара.
  5. Маркировка остатков, занесение и хранение кодов в информационной системе и отправка данных о присвоении кодов товара в систему маркировки.
  6. В случае, если шины производятся за рубежом, необходимо сначала получить коды, а затем передать эти коды производителю для их маркировки на самом производстве.
  7. Настройка ЭДО, передача универсального передаточного документа (УПД) через ОФД (например, ОФД.ru, 1ОФД, Контур, СБИС, Такском и тд) оптовым покупателям и дистрибьюторам, отправка данных в систему маркировки.

Алгоритм действий при введении обязательной маркировки товара для оптовиков/дистрибьюторов:

  1. Отправка в систему маркировки данных о смене прав собственности на маркированный товар с кодами из УПД.
  2. Подтверждение принятия товаров на свой баланс в системе “Честный знак”.
  3. Заказ уникальных кодов в системе маркировки для маркировки остатков продукции на складе.
  4. Маркировка остатков, занесение кодов в базу данных.
  5. Отправка данных о присвоении кодов товара в систему маркировки.
  6. Настройка ЭДО, передача универсального передаточного документа (УПД) через ОФД в розничные магазины, отправка данных в систему “Честный знак”.

Алгоритм действий при введении обязательной маркировки товара для розничных продавцов/автосервисов:

  1. Сканирование кодов пришедшего товара и фиксация поступления в базе данных.
  2. Подтверждение в системе маркировки кодов из УПД полученных товаров.
  3. В случае возврата товара поставщику - оформление “обратной продажи” и передача данных об этом в систему маркировки.
  4. Добавление в чек специальной графы “код маркировки”.
  5. Продажа товара потребителю и проведение всех операций через онлайн-кассу.
  6. Отправка в ОФД чеков.
  7. ОФД запрашивает в системе “Честный знак” коды для списания товаров.

Порядок маркировки остатков шин и автопокрышек

  • Маркировка остатков по шагам

Важно! За реализацию немаркированной продукции будут применяться штрафы, а при продаже продукции в особо крупных размерах - уголовная ответственность.

Заказать коды

  • отсканировать штрих-код на товаре или выбрать из списка
  • получить КМ через СУЗ или с сервера

Нанести коды маркировки

  • печать кодом маркировки
  • верификация кодов маркировки
  • оклейка товара

Ввести в оборот

  • отправить отчет о нанесении КИ в ГИС Маркировка (Ввод товара в оборот)

Штрафы за шины и покрышки без маркировки

Если вопреки закону немаркированные покрышки попадут в оборот, их могут конфисковать. Это предусмотрено статьей 15.12 КоАП РФ. Помимо конфискации шин, возможны штрафы:

  • за изготовление продукции без средств идентификации или с нарушением правил маркировки: для юрлиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • за хранение, перевозку, реализацию и приобретение с целью сбыта изделий без марок: для юрлиц — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

В случае, когда стоимость немаркированных шин превысила 1,5 млн. руб., нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Это может быть штраф до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Либо принудительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. (или в размере зарплаты, либо другого дохода осужденного за период до 6 месяцев).

Если нарушение правил маркировки шин и покрышек совершено организованной группой лиц и (или) в особо крупном размере, уголовная ответственность будет более строгой.