Маркировка одежды
vsemkassa.ru

Обязательная маркировка одежды и текстиля началась с 1 января 2021 года. В системе маркировки товаров легкой промышленности должны работать производители, поставщики и импортеры одежды. Рассказываем, как подготовиться к изменениям и работать дальше.

Какая одежда подлежит маркировке в 2021 году?

Маркировать нужно не всю подряд одежду. Полный список товаров есть в распоряжении правительства № 792-р от 28 апреля 2018. Так, под маркировку попала детская одежда, некоторые позиции мужской и женской, а также спецодежда.

Обязательная маркировка одежды — что конкретно надо промаркировать:

 

Маркировка товаров легкой промышленности

Кроме одежды, попали под маркировку товары легкой промышленности. С 2021 года надо наносить коды на постельный, столовый, туалетный и кухонный текстиль. Будьте внимательны: к нижнему белью это не относится.


Когда и какие сведения передавать в систему маркировки

Наряду с маркировкой одежды и белья с 01.01.2021 г. участники оборота должны передавать в ИС МП информацию о вводе в оборот, выводе из оборота и обороте товаров (за некоторым исключением для товарных остатков). При этом запрещается ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной продукции (п. 6 Постановления № 1956). Под вводом одежды и белья в оборот понимается (абз. 5 п. 2 Правил):

  • первичная возмездная или безвозмездная передача товаров от производителя новому собственнику или иному лицу для последующей продажи;
  • выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта ввозимых товаров (кроме товаров, ввозимых из стран - членов ЕАЭС);
  • ввоз товаров в РФ из стран ЕЭАС организацией (ИП);
  • реализация (продажа) комиссионером товаров, полученных от физических лиц (не ИП) в рамках посреднического договора;
  • возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных реализацией (продажей);
  • возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) новому собственнику товаров в качестве арестованной, конфискованной продукции, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства.

Под выводом из оборота одежды и белья понимается реализация товаров физлицу для личного потребления, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; возврат комиссионером нереализованных товаров физлицам; продажа товаров организациям (ИП) для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей); принятие организацией (ИП) решения об использовании продукции для собственных нужд; изъятие (конфискация); утилизация; уничтожение; безвозвратная утрата; реализация (продажа) продукции по образцам или дистанционным способом при отгрузке со склада хранения для доставки потребителю (абз. 9 п. 2 Правил).

Под оборотом одежды и белья подразумевается ввоз в РФ; хранение; транспортировка; получение и передача товаров в РФ (в том числе приобретение и реализация) (абз. 22 п. 2 Правил).

Сколько стоит маркировка?

Коды на одежду и белье стоят 50 коп. без НДС (см. Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577). 

Оплатить коды следует до регистрации в ИС МП сведений о преобразовании полученного кода маркировки в средство идентификации (машиночитаемый штриховой код) для нанесения на товар (п. 41 Правил, утв. Постановлением № 1956), см. честныйзнак.рф.

Маркировка одежды и текстиля в особых случаях

Товарные производства любого масштаба должны маркировать продукцию. Но ателье и мастера, которые шьют изделия на заказ, не должны регистрироваться в системе маркировки. Их изделия напрямую попадают к потребителю, поэтому нет нужды отслеживать логистику такой одежды.

Секонд-хенды и комиссионные магазины регистрируются в системе маркировки и должны маркировать товар. Однако они описывают его по упрощенной схеме, указывая только реквизиты компании и категорию товара.

Документы, регулирующие маркировку одежды и текстиля

  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2021 № 343.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955.
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956.
  • Федеральный закон № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
    и статьи 4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ».
  • Распоряжение Правительства от 28.04.2018 РФ № 792-р.
  • Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р.

Кто не должен маркировать одежду

Ателье и частные мастера-портные – не обязаны маркировать свои изделия. Сшитая по индивидуальному заказу одежда передаётся прямо заказчику и не нуждается в отслеживании.

Секонд-хенды* – не упоминаются ни в одном законодательном акте на тему маркировки.* На момент публикации материала.

Как продавать маркированную одежду

Привила продажи маркированной продукции предполагают наличие онлайн-кассы и 2D сканера, что бы сканировать штрих-коды маркировки Data Matrix. Вместе с правилами продажи меняются и правила приёмки, торговая система уходит от бумажных накладных и полностью переходит в электронный формат. При приёмке товара теперь будет использоваться электронная накладная, или УПД (универсальный передаточный документ). Передавать и получать такой УПД можно в службе электронного документооборота (ЭДО), подписывать документы в ЭДО можно будет с помощью усиленной электронной подписи.

Суть системы в том, чтобы прослеживать весь путь изделия от завода до потребителя. Если каждый товар будет «на виду», то вбросить подделку будет практически не возможно.

Вот как строится цепочка продаж маркированной продукции:

  • Фабрика шьёт изделия и наносит коды на ярлыки («Честный ЗНАК» регистрирует новые товары);
  • И продаёт партию изделий оптовой торговой компании, сопровождая электронной накладной — УПД («Честный ЗНАК» видит продажу и доставку);
  • Оптовик привозит маркированные изделия в розничный магазин и продаёт тоже с УПД (система видит какие конкретно ветровки, когда и на чём приехали в магазин);
  • Розничный магазин принимает товар по УПД (система знает, что товар теперь в магазине);
  • При продаже кассир сканирует 2D сканером код через онлайн-кассу («Честный ЗНАК» видит, что товар № ХХХХХХХХ продан);
  • Покупатель может просканировать любой товар на полке через приложение «Честный ЗНАК». Если товар не легальный, то приложение это покажет. Покупателю за сообщение будет начислен бонус, а на торговую точку могут обратить внимание проверяющие органы. С инспекцией, штрафами и конфискацией. Так будет происходить народный контроль.

Оборудование для продаж маркированной одежды

Оборудование для маркировки одежды на производстве поставляет компания «ТрекМарк», дочернее предприятие ЦРПТ и Ростеха.

Розничным магазинам такое оборудование не нужно. Нужны пара платных сервисов и онлайн-касса со сканером.

Список необходимого:

  1. УКЭП — усиленная электронная подпись. Основа электронного документооборота и цифровизации торговли. Без неё ничего не получится, так что в первую очередь следует сделать её. Цена — от 1500р.
  2. Регистрация в системе «Честный ЗНАК» — производится только с помощью УКЭП. Бесплатно.
  3. ЭДО юридически значимая служба электронного документооборота. Позволяет принимать товар по УПД, отправлять счета-фактуры и акты. Стоимость от 3000р в год.
  4. Онлайн-касса с договором ОФД (оператор фискальных данных). Эти кассы, в соответствие с 54 ФЗ, уже есть у большинства торговых предприятий. Как правило, они продаются вместе с договором ОФД и стоят около 13000р.
  5. 2D-сканер (старый сканер штрих-кодов не читает Data Matrix коды). Цена сканера — 2500-3000 рублей.

Подходят не любые онлайн-кассы — после регистрации в «Честном ЗНАКе» проконсультируйтесь со специалистами бесплатной линии поддержки, они подскажут какая именно касса нужна.

Как оформлять возвраты одежды

Процесс такой же, как и при обычном возврате товара, дополнительно для возвращённой одежды необходимо получить новый код маркировки в «Честном ЗНАКе», нанести код на товар и снова выставить на продажу.

Что делать с немаркированной одеждой и текстилем (остатками)

С товарами, приобретенными до 2021 года, но до сих пор не реализованными, нужно поступить следующим образом:

  1. Зарегистрировать их в ГИС «Честный знак» (то есть внести информацию о материале, цвете, размере и проч.).
  2. Нанести средство идентификации.

Штрафы за отсутствие маркировки

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность

  • Административная (ст. 15.12 КоАП):
    - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
    - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):
    - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.