Маркировка обуви: сроки и схема работы, как подготовиться
vsemkassa.ru

С 1 июля 2020 года стартовала обязательная маркировка обуви. Рассказываем, как все работает и что нужно для работы по закону.

Закон о маркировке обуви

Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждает правила маркировки обувных товаров. Оно обязывает маркировать обувные товары средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в систему мониторинга обо всех операциях с маркированной обувью. Чипирование обуви поможет отследить полный цикл движения товаров от производителя до покупателя и не пропустить контрафакт на рынок.

Сроки

  • С 1 июля 2020 года — запрещен оборот немаркированной обуви: нельзя производить, импортировать и продавать обувь без кодов.
  • До 1 сентября 2020 года — разрешена маркировка остатков.

Какую обувь нужно маркировать?

Полный список всех товаров, которые должны маркироваться, есть в распоряжении правительства РФ № 792-р. Скачайте его и проверьте, есть ли в перечне то, чем вы торгуете.


Код маркировки для обуви

Код маркировки представляет собой уникальную последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix на средстве идентификации. Поэтому его необходимо заказывать на каждую единицу товара, то есть на каждую пару обуви будет свой код маркировки.

Он состоит из GTIN (код товара, который вы получаете, когда описываете товар), серийного номера и кода проверки.

После того как вы описали товар и получили код товара, нужно на каждую единицу товара в конкретной партии заказать коды маркировки.

Для этого необходимо указать следующие атрибуты:

  • ИНН участника оборота товаров;
  • способ ввода обувных товаров в оборот (обязательно нужно выбрать правильный — «ввезен в РФ», «произведен в РФ», «маркировка остатков», «перемаркировка», «принят на комиссию от физического лица», «ввезен с территории стран ЕАЭС»);
  • необходимое количество кодов маркировки;
  • код товара, который получен при описании товара;
  • индивидуальный серийный номер (если он имеется в наличии).

Коды маркировки должны быть введены в оборот до предложения товара к месту продажи. Например, если вы произвели обувь и пока не собираетесь ее продавать, вы можете и не вводить в оборот данный товар. Но при передаче прав собственности, при реализации непосредственно в месте продажи данный товар должен быть введен в оборот — об этом должны быть поданы сведения в систему «Честный знак».

Срок хранения заказанных кодов маркировки

Срок действия маркировки бессрочен. Но важно в срок не позднее 60 рабочих дней забрать заказ на коды маркировки из системы управления заказами (СУЗ), чтобы преобразовать их в средство идентификации. Такое требование устанавливает п. 49 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.  

В противном случае заказ будет аннулирован, и вам придется создавать новый заказ.

Требования к участникам

Чтобы присоединиться к процессу маркировки товаров, участники оборота должны иметь:

  • усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
  • ПО, обеспечивающее автоматизированное взаимодействие с ЦРПТ, оператором системы «Честный знак», для получения кодов маркировки (ЦРПТ раздает бесплатно);
  • компьютерную систему с возможностью формировать и заверять электронные документы УКЭП. Документы необходимы для взаимодействия с ЦРПТ (запрос средств идентификации, сведения об их использовании, уведомления);
  • систему электронного документооборота (ЭДО). Для малого и среднего бизнеса без своего оператора ЭДО система «Честный знак» предоставляет возможность пользоваться бесплатным инструментом ЭДО Лайт.  

Участники, занимающиеся розничной продажей обувной продукции и к которым предъявляются требования о применении ККТ, должны:

  • иметь сопряженные с ККТ средства сканирования и распознавания средств идентификации;
  • заключить договор с ОФД о передаче фискальных документов, касающихся маркированной продукции в системе «Честный знак».

Как происходит взаимодействие между участниками маркировки

Если компании-поставщики не доставляют самолично товар заказчику, то физического взаимодействия между участниками не будет. С момента вступления в силу обязательной маркировки все передаточные документы «ходят» исключительно в электронной форме. УПД автоматически формируются в системе мониторинга при передаче сведений о реализации товара и его приемке.

Что надо приобрести для работы с маркировкой

Для работы в Личном кабинете системы маркировки обуви требуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Она выдается любым удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ.

Для нанесения Data Matrix кодов на обувь необходимо оборудование и программное обеспечение для сериализации и агрегации. 

Для считывания Data Matrix кодов, их дальнейшего учета и передачи данных в систему нужен терминал для сбора данных или 2D-сканер.

Для фиксации выбытия маркированной обуви должна быть контрольно-кассовая техника (ККТ). 

Как зарегистрироваться в системе маркировки

  1. Установите на компьютер программу для работы с электронной подписью. Например, КриптоПро.
  2. Установите на компьютер сертификат подписи. Посмотрите, как правильно это сделать.
  3. Установите бесплатный плагин для работы с электронной подписью КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или Рутокен Плагин.
  4. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». На странице входа выберите электронную подпись и добавьте e-mail и телефон в своём личном кабинете.
  5. После регистрации вы получите доступ к личному кабинету.

Как производителю маркировать обувные изделия

Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота.

Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.

Прочая техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с объёмами производства.

Действия при возврате обуви покупателем

Главной проблемой является то, что код маркировки может быть поврежден или утрачен покупателем (например, срезана этикетка, на которой было средство идентификации). 

В этом случае должна быть выполнена повторная перемаркировка, после чего товар возвращается в оборот. Процедура возврата будет оформляться через «Честный знак» не позднее 20 дней. Для этого необходим заказ нового кода.

Штрафы

Штрафов именно за несоблюдение правил маркировки обуви нет. Однако, для понимания, можно посмотреть на штрафы, касающиеся других товаров, подлежащих на данный момент обязательной маркировке. Они следующие:

  1. Не промаркировали товар и пытались реализовать. Штраф:
  • Физлиц на сумму от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб.;
  • ИП на сумму от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
  • ЮЛ на сумму от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
  1. Маркировку проставили с нарушением правил, или же она не содержит нужных данных. Штраф:
  • с ИП — от 5 до 10 тыс. руб.;
  • с ЮЛ — от 50 до 100 тыс. руб.

Стоит отдельное внимание обратить на то, что немаркированная продукция, который вы пытались торговать, изымается и не возвращается.