Маркировка алкогольной продукции
vsemkassa.ru

Алкоголь — первый товар, на который начали наносить штрих-коды в России. Обязательное маркирование алкогольной продукции производится с 2016 года. Глобальные изменения в Законодательстве вступили в силу еще в 2018-ом.

Какая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке

Производителей обязали наносить коды на продукцию поштучно. Порядок маркирования алкогольной продукции говорит о наклеивании специальных знаков на каждый вид алкоголя, кроме этилового спирта, пива и сидра. Хотя поправки о пивных товарах находятся в разработке.

На марке должен быть размещен код Data Matrix, позволяющий отследить передвижение каждой бутылки. На емкости наносят специальные марки: импортные изделия отмечают акцизными, жидкости отечественных производителей — федеральными. 

Сигареты продаются в тех же местах и наравне с алкоголем также подлежат маркировке.

Особенности маркировки алкоголя

Маркировка некоторых видов товаров становится обязательной в 2021 году. Новые правила вводят постепенно по срокам и по видам товаров, которые закон обязывает маркировать. Для этой процедуры разработана система «Честный знак».

Маркирование алкогольной продукции также является обязательной процедурой в 2021 году. Однако система «Честный знак» к маркировке алкогольной продукции не имеет никакого отношения. Обязательная маркировка алкогольной продукции подчинена специальному закону и не входит в нормативное поле иных товаров. То есть маркировка алкогольной и табачной продукции происходит по разным правилам и законам.

О маркировке в системе «Честный знак» мы писали в статье «Маркировка товара в 2021 году» .

Дальнейшая информация о требованиях к маркировке алкогольной продукции основана на следующей законодательной базе:


Итак, правила маркирования алкогольной продукции в 2020 году устарели. В 2021 году необходимо работать по новым правилам. Ниже расскажем, в чём они заключаются и в чём отличия от прежнего порядка.

В Калининградской области проводится эксперимент по маркировке алкогольной продукции. Оформите пробный бесплатный доступ к системе «КонсультантПлюс» и узнайте, в чём суть этого эксперимента. Как правило, удачные эксперименты впоследствии распространяются на всех участников рынка.

Разница между старым и новым порядком маркировки алкоголя

Опишем новшества правил маркировки алкогольной продукции с 2021 года.

Основное отличие ― отмена маркировки акцизными марками алкогольной продукции. Закон о маркировке алкогольной продукции оперирует понятием «федеральные специальные марки» (ФСМ). То есть в 2021 году осуществляется маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками.

Что такое подакцизные товары, мы писали в статье.

Акцизные марки не отменены резко с 1 января. Их удаление из оборота произойдет постепенно. Если на акцизную марку было подано заявление до 01.01.2021, то использовать ее допустимо:

  • при ввозе в Россию алкоголя ― до 01.01.2022;
  • при обороте алкоголя ― до конца срока годности продукции.

Еще один плюс новаций ― сокращение документооборота по получению ФСМ.

И также отметим, что четко определены виды алкогольной продукции, маркировка которой не производится ФСМ.

Вынесем на схему, какая алкогольная продукция не подлежит маркировке:


Постепенно ввозимый алкоголь будет маркироваться только федеральными специальными марками.

Как получать федеральные специальные марки 

Для получения марок организация – производитель или импортер алкоголя должны направить электронное заявление через личный кабинет ЕГАИС Росалкогольрегулирования. 

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать: 

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции; 
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес. 

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок. 

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья. 

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут. 

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

Изменен срок нанесения марок

Для нанесения федеральных специальных марок на алкоголь установлен более продолжительный срок – 9 месяцев со дня их получения. Тот же срок установлен и для импортной продукции – ее следует ввезти в течение 9-ти месяцев со дня получения марок. До 2021 года наносить марки надо в течение 6-ти месяцев.

Если в этот срок марки не нанесут на алкоголь, а импортную продукцию не ввезут в РФ, то марки надо уничтожить. Если этого не сделать, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простановят.