
По новому порядку применения контрольно-кассовой техники, если онлайн-касса более 30 дней не передает данные ОФД, фискальный накопитель будет заблокирован. Разберемся, что происходит с кассой и как ее разблокировать.
Что такое блокировка
Когда мы говорим о блокировке кассы, то фактически речь идет о блокировке фискального накопителя (ФН), который перестает формировать фискальные признаки на каждый документ.
Фискальный признак, в свою очередь, — это обязательный реквизит, без которого ни один чек или бланк строгой отчетности не будет сохранен в устройстве и не может быть распечатан. Таким образом, когда блокируется прибор, на кассе не получается сформировать ни один новый документ, и продажи останавливаются.
Причины блокировки ФН
- Отсутствие связи с ОФД.
Причиной блокировки может быть отсутствие связи с ОФД в течение 30 дней. Это означает, что касса работает, формирует и сохраняет в аппарате все документы, но более 30 дней не связывается с ОФД для передачи этой информации. Такое произойдёт, если касса не подключена к интернету, если истек договор с оператором или его вообще нет. Решить проблему несложно – достаточно обеспечить устойчивое интернет-соединение на кассе и удостовериться, что услуги ОФД оплачены и активированы. Если всё сделать правильно, касса передаст накопленные документы в ОФД и ФН будет разблокирован.
- Незакрытая смена на онлайн-кассе.
Иногда из-за невнимательности или забывчивости пользователи ККТ не закрывают смену вовремя. Законом установлено, что смена не должна превышать 24 часа, при этом границами выступают отчёты об открытии и закрытии смены. Если касса работает больше суток, она перестанет формировать фискальные признаки, а ФН будет заблокирован. Как правило, выход из этой ситуации очевиден – из всех функций доступным на кассе остаётся лишь закрытие смены. Когда эта операция будет проведена, устройство автоматически разблокируется и на кассе снова можно работать.
- Окончание срока работы.
Когда заканчивается срок действия фискального накопителя – наступает блокировка кассы, в которой он установлен, в одностороннем порядке со стороны налоговой инспекции. Для решения проблемы нужно быстро удостовериться, что все документы переданы в ОФД, закрыть смену на кассе и закрыть архив ФН. Затем необходимо извлечь устройство и поставить новое. При этом старый экземпляр надо обязательно хранить в течение 5 лет. Чтобы касса вновь начала работу, необходимо её перерегистрировать в налоговой. Обратите внимание, фискальные накопители имеют срок работы на 15 или 36 месяцев, срок действия должен быть указан на упаковке аппарата. По окончании этого срока ваш экземпляр заблокируется, и вы не сможете продолжать работу на этой кассе. Будьте внимательны, касса покажет уведомление об окончании срока действия ФН, а если вы не успеете подготовиться к его замене, придётся на время прекратить работу.
- Переполнение памяти ФН.
Если память фискального накопителя переполнена, касса перестанет формировать фискальный признак на ФД, а значит – печатать чеки и передавать данные в ОФД, что будет означать её блокировку. В этом случае надо оперативно закрыть смену на кассе, удостовериться, что все ФД переданы оператору фискальных данных, закрыть архив и поставить новый прибор. Обратите внимание, что касса уведомит вас, когда внутренняя память будет заполнена на 99%. Отслеживать заполнение ёмкости устройства можно и по номерам документов: первый «Отчёт о регистрации» всегда будет под номером №1, затем все документы и чеки буду идти под номерами №2, №3 и так далее. Средняя ёмкость памяти аппарата – 250 000 записей. Периодически рекомендуется сверять номера фискальных документов, чтобы не пропустить время замены ФН.
- Заводской брак или технический сбой.
Блокировка может произойти из-за внезапной поломки ККТ. В случае выхода из строя техники необходимо вызвать специалиста, который выяснит причину поломки и либо устранит её, либо даст рекомендации. Заводской брак ФН тоже может стать причиной его блокировки. В этом случае рекомендуется обратиться к производителю. Он должен будет провести экспертизу, и в случае подтверждения заводского брака заменить фискальный накопитель.
В любом случае, для того, чтобы избежать неожиданной блокировки, надо постоянно «держать руку на пульсе» - контролировать получение подтверждений от ОФД по каждому чеку. Это удобнее всего отслеживать через Личный кабинет клиента OFD.ru, где в режиме реального времени отображается информация обо всех документах и состояние кассы. Проверить количество переданных ФД можно и из «Отчёта о закрытии смены», где фиксируется количество документов, подтверждение о получении которых не получено от ОФД.
Как избежать блокировки
Чтобы предотвратить блокировку, следует регулярно проверять, на все ли фискальные документы поступают подтверждения. Определить это можно по данным из отчета закрытия смены и отчета о состоянии текущих счетов.
И в том, и в другом документе есть поле «Количество непереданных ФД». Если все документы с ККТ были отправлены ОФД и по каждому из них пришло подтверждение, значение поля будет «0». В противном случае необходимо проверить, когда документы перестали отправляться. Эту информацию можно посмотреть в поле «Дата первого из непереданных ФД».
Сохраненные отчеты находятся в личном кабинете ОФД.
Если ФН уже заблокирован
При блокировке ФН, в первую очередь, необходимо выяснить ее причины и устранить их. Все данные, которые сохранились в устройстве в течение блокировки, будут автоматически отправлены ОФД.
Фискального накопитель будет разблокирован сразу же после получения подтверждений от ОФД. Каких-либо дополнительных действий от пользователя не потребуется, онлайн-касса будет работать в обычном режиме.
Что делать, как разблокировать фискальный накопитель?
Производитель техники советует сначала произвести диагностику и установить причины блокировки. Проще всего будет заново подключить интернет и восстановить соединение. Тогда накопленные данные с ФН отправятся налоговикам автоматически. И если ОФД подтвердит их передачу, накопитель тоже будет разблокирован автоматически. Не придется платить за ремонт или покупку новой техники.